Комиссия Евросоюза опубликовала подробную оценку воздействия возможных путей достижения согласованной цели сделать Европейский Союз климатически нейтральным к 2050 году. На основе этой оценки воздействия, ЕК рекомендует сократить чистые выбросы парниковых газов на 90% к 2040 году по сравнению с уровнями 1990 года., начало обсуждения со всеми вовлеченными сторонами; законодательный проект будет сделан следующей Комиссией после европейских выборов и согласовано с Европейским парламентом и государствами-членами, как того требует Закон ЕС о климате. Эта рекомендация соответствует рекомендациям Европейского научно-консультативного совета по изменению климата (ESABCC) и обязательствам ЕС по Парижскому соглашению.

В сегодняшнем сообщении также изложен ряд благоприятных политических условий, которые необходимы для достижения цели в 90%. Они включают в себя полную реализацию согласованных рамок на период до 2030 года, обеспечение конкурентоспособности европейской промышленности, больший акцент на справедливом переходе, который никого не оставит позади, равные условия игры с международными партнерами и стратегический диалог по рамкам на период после 2030 года., в том числе с промышленностью и аграрным сектором. Итоги COP28 в Дубае показывают, что остальной мир движется в том же направлении. ЕС лидирует в международных действиях по борьбе с изменением климата, и ему следует продолжать этот курс, создавая возможности для процветания европейской промышленности на новых глобальных рынках экологически чистых технологий.

Предсказуемость и устойчивость для общества и экономики

Установление климатической цели на период до 2040 года поможет европейской промышленности, инвесторам, гражданам и правительствам принять решения в этом десятилетии, которые помогут ЕС на пути к достижению цели климатической нейтральности в 2050 году. Это пошлет важные сигналы о том, как эффективно инвестировать и планировать в долгосрочной перспективе, сводя к минимуму риски, связанные с неликвидными активами. Благодаря такому перспективному планированию можно сформировать процветающее, конкурентоспособное и справедливое общество, декарбонизировать промышленность и энергетические системы ЕС, а также гарантировать, что Европа станет основным местом для инвестиций со стабильными рабочими местами, ориентированными на будущее.

Это также повысит устойчивость Европы к будущим кризисам и, в частности, укрепит энергетическую независимость ЕС от импорта ископаемого топлива, на который в 2022 году приходилось более 4% ВВП, поскольку мы столкнулись с последствиями агрессивной войны России против Украины. Издержки и последствия изменения климата для человека становятся все более значительными и заметными. Только за последние пять лет экономический ущерб, связанный с климатом, в Европе оценивается в 170 миллиардов евро. Оценка воздействия Комиссии показывает, что даже по самым скромным оценкам усиление глобального потепления в результате бездействия может снизить ВВП ЕС примерно на 7% к концу столетия.

Создание условий для достижения рекомендуемой цели

Достижение сокращения выбросов на 90% к 2040 году потребует выполнения ряда благоприятных условий. Отправной точкой является полная реализация существующего законодательства по сокращению выбросов как минимум на 55% к 2030 году. Постоянное обновление проектов национальных энергетических и климатических планов (NECP) является ключевым элементом мониторинга прогресса, и Комиссия взаимодействует с членами Государства, промышленность и социальные партнеры, чтобы облегчить необходимые действия.

«Зеленый курс» теперь должен стать соглашением по промышленной декарбонизации, которое опирается на существующие сильные стороны промышленности, такие как ветроэнергетика, гидроэнергетика и электролизеры, и продолжает увеличивать внутренние производственные мощности в растущих секторах, таких как батареи, электромобили, тепловые насосы, солнечные фотоэлектрические системы, CCU. /CCS, биогаз и биометан, а также циркулярная экономика. Установление цен на выбросы углерода и доступ к финансированию также имеют решающее значение для достижения целей по сокращению выбросов европейской промышленностью. Комиссия создаст специальную рабочую группу для разработки глобального подхода к ценообразованию на выбросы углерода и углеродным рынкам. Европе также необходимо будет мобилизовать правильное сочетание инвестиций частного и государственного секторов, чтобы сделать нашу экономику устойчивой и конкурентоспособной. Европейский подход к финансам будет необходим в ближайшие годы в тесном сотрудничестве с государствами-членами.

Справедливость, солидарность и социальная политика должны оставаться в основе переходного периода. Действия по борьбе с изменением климата должны приносить пользу всем членам нашего общества, а климатическая политика должна учитывать интересы тех, кто наиболее уязвим или сталкивается с наибольшими проблемами адаптации. Фонд социального климата и Фонд справедливого перехода являются примерами такой политики, которая уже в этом десятилетии поможет гражданам, регионам, предприятиям и работникам.

Наконец, открытый диалог со всеми заинтересованными сторонами является важнейшим предварительным условием для обеспечения чистого перехода. Комиссия уже установила официальные диалоги с заинтересованными сторонами в промышленности и сельском хозяйстве, и предстоящие месяцы политических дебатов в Европе станут важной возможностью обеспечить участие общественности в следующих шагах и выборе политики. Структурированный диалог с социальными партнерами должен быть усилен, чтобы обеспечить их вклад, уделяя особое внимание вопросам занятости, мобильности, качества рабочих мест, инвестиций в переподготовку и повышение квалификации. Эта постоянная информационно-разъяснительная работа поможет следующей Комиссии внести законодательные предложения в основу политики на период после 2030 года, которая позволит достичь цели 2040 года справедливым и экономически эффективным способом. Темпы декарбонизации будут зависеть от наличия технологий, обеспечивающих безуглеродные решения, а также от эффективного использования ресурсов в экономике замкнутого цикла.

Прогнозируется, что энергетический сектор достигнет полной декарбонизации вскоре после 2040 года на основе всех энергетических решений с нулевым и низким уровнем выбросов углерода, включая возобновляемые источники энергии, ядерную энергию, энергоэффективность, хранение, CCS, CCU, удаление углерода, геотермальную и гидроэнергетику. Промышленный альянс по малым модульным реакторам, созданный сегодня, является последней инициативой, направленной на повышение конкурентоспособности промышленности и обеспечение сильной цепочки поставок в ЕС и квалифицированной рабочей силы. Важным преимуществом этих усилий является меньшая зависимость от ископаемого топлива благодаря сокращению его потребления для производства энергии на 80% в период с 2021 по 2040 год. промышленная политика, направленная на обеспечение плавного перехода от ископаемого топлива.

Ожидается, что транспортный сектор будет декарбонизироваться за счет сочетания технологических решений и установления цен на выбросы углерода. При правильной политике и поддержке сельскохозяйственный сектор также может сыграть свою роль в переходном процессе, обеспечивая при этом достаточное производство продуктов питания в Европе, обеспечивая справедливые доходы и предоставляя другие жизненно важные услуги, такие как повышение способности почв и лесов хранить больше углерода. Комплексный диалог с более широкими представителями пищевой промышленности, даже за пределами ферм, имеет решающее значение для успеха в этой области и для развития устойчивых практик и бизнес-моделей.

ЕС продолжит разрабатывать правильные рамочные условия для привлечения инвестиций и производства. Успешный переход к изменению климата должен идти рука об руку с повышением конкурентоспособности промышленности, особенно в секторах чистых технологий. Будущая основа для декарбонизации промышленности должна основываться на существующем Европейском промышленном плане «Зеленая сделка». Государственные инвестиции должны быть целенаправленными и обеспечивать правильное сочетание грантов, кредитов, акционерного капитала, гарантий, консультативных услуг и другой государственной поддержки. Установление цен на выбросы углерода должно продолжать играть важную роль в стимулировании инвестиций в чистые технологии и получении доходов, которые можно будет потратить на борьбу с изменением климата и социальную поддержку переходного периода.

Достижение рекомендуемой цели в 90% потребует как сокращения выбросов, так и удаления углерода. Это потребует внедрения технологий улавливания и хранения углерода, а также использования улавливаемого углерода в промышленности. Стратегия ЕС по управлению промышленными выбросами углерода будет поддерживать развитие цепочек поставок CO2 и необходимой инфраструктуры транспортировки CO2. Улавливание углерода должно быть нацелено на отрасли, которые трудно сократить, где альтернативы менее экономически жизнеспособны. Удаление углерода также будет необходимо для создания отрицательных выбросов после 2050 года.

Предпосылки

В результате исторически высокого ускорения изменения климата в 2023 году глобальное потепление достигло уровня на 1,48°C выше доиндустриального уровня, а температура океана и потеря льда в Антарктическом океане с большим отрывом побили рекорды. В Европе температура приземного воздуха выросла еще более резко: средний показатель за последние пять лет на 2,2°C выше, чем в доиндустриальную эпоху. По прогнозам, количество лесных пожаров, наводнений, засух и волн тепла будет увеличиваться, а сокращение выбросов и активизация мер по адаптации являются единственным способом избежать наихудших последствий изменения климата и защитить жизни, здоровье, экономику и экосистемы.

Европейский закон о климате, вступивший в силу в июле 2021 года, законодательно закрепляет обязательство ЕС достичь климатической нейтральности к 2050 году и промежуточную цель по сокращению чистых выбросов парниковых газов как минимум на 55% к 2030 году по сравнению с уровнями 1990 года. С тех пор ЕС принял законодательный пакет, известный как «Пригодный для 55», который позволит достичь целей 2030 года. Закон о климате также требует от Европейской комиссии предложить климатическую цель на 2040 год в течение шести месяцев после первого глобального подведения итогов Парижского соглашения, которое состоялось в декабре 2023 года. Как только климатическая цель на 2040 год будет принята следующей Комиссией, эта цель станет основой для нового определяемого на национальном уровне вклада ЕС в соответствии с Парижским соглашением, который должен быть передан в РКИК ООН в 2025 году.

Установление климатической цели на 2040 год не только принесет явные экономические выгоды от снижения рисков экстремальных погодных явлений и связанных с ними потерь, но также принесет несколько дополнительных выгод, включая улучшение качества воздуха и связанные с этим преимущества для здоровья, снижение зависимости от импортируемого ископаемого топлива и выгоды для биоразнообразия. Изменение климата приводит к более частым и суровым экстремальным погодным явлениям, которые приводят к значительным и растущим социальным последствиям и экономическому ущербу. Эти экономические потери намного перевешивают стоимость действий по борьбе с изменением климата.

Еврокомиссия представила рекомендации по сокращению выбросов к 2040 году, чтобы проложить путь к климатической нейтральности в 2050 году
""