Свободное перемещение товаров было подкреплено отменой таможенных пошлин, а также других нетарифных барьеров. Такие принципы, как взаимное признание и стандартизация, еще больше продвинули внутренний рынок. Новая законодательная база 2008 года расширила движение товаров, надзор за рынком ЕС и знак CE (европейское соответствие). Тем не менее, проблемы гармонизации внутреннего рынка остаются, поскольку пандемия COVID-19 и другие факторы все еще могут препятствовать полному свободному движению товаров.

ЗАКОННОЕ ОСНОВАНИЕ

Статья 26 и статьи 28–37 Договора о функционировании Европейского Союза (ДФЕС).

ЦЕЛИ

Право на свободное перемещение товаров, происходящих из государств-членов, а также товаров из третьих стран, находящихся в свободном обращении в государствах-членах, является одним из основополагающих принципов Договора (статья 28 ДФЕС). Первоначально свободное перемещение товаров рассматривалось как часть таможенного союза между государствами-членами, предполагающего отмену таможенных пошлин, количественные ограничения на торговлю и эквивалентные меры, а также установление общего внешнего тарифа для Союза. В дальнейшем акцент был сделан на устранении всех оставшихся препятствий на пути свободного движения товаров с целью создания внутреннего рынка.

ДОСТИЖЕНИЯ

Отмена таможенных пошлин и количественных ограничений (квот) между государствами-членами была завершена к 1 июля 1968 г. Этот срок не был соблюден в случае дополнительных целей – запрета мер, имеющих эквивалентный эффект, и гармонизации соответствующих национальных законов. Эти цели стали центральными в продолжающихся усилиях по достижению свободного перемещения товаров.

А. Запрет на сборы, имеющие эффект, эквивалентный эффекту таможенных пошлин: Статья 28(1) и Статья 30 ДФЕС. Поскольку в Договоре нет определения вышеупомянутой концепции, прецедентное право должно было его предоставить. Суд Европейского Союза (CJEU) считает, что любая плата, «которая, если она налагается на товар, импортированный из государства-члена ЕС, исключая аналогичный отечественный товар, оказывает, изменяя его цену, такое же влияние на свободное перемещение товаров в качестве таможенной пошлины», может рассматриваться как сбор, имеющий эквивалентный эффект, независимо от его характера и формы (Объединенные дела 2/62 и 3/62 и Дело 232/78).

B. Запрет мер, имеющих эффект, эквивалентный количественным ограничениям: статьи 34 и 35 ДФЕС. В своем решении по делу Дассонвиля СЕС пришел к выводу, что все торговые правила, принятые государствами-членами ЕС, которые способны препятствовать торговле внутри Сообщества (прямо или косвенно, фактически или потенциально) должны были рассматриваться как меры, имеющие эффект, эквивалентный количественным ограничениям (см. дело 8/74 Дассонвиль от 11 июля 1974 г. и пункты 63–67 дела C-320/03 от 15 ноября 2005 г.). Аргументация Суда получила дальнейшее развитие в решении по делу Кассис де Дижон, в котором заложен принцип, согласно которому любой продукт, законно произведенный и продаваемый в государстве-члене ЕС в соответствии с его справедливыми и традиционными правилами, а также с производственными процессами этой страны, должен быть разрешен к использованию. на рынок любого другого государства-члена. Это было основной аргументацией, лежащей в основе дебатов об определении принципа взаимного признания, действующего в отсутствие гармонизации. Таким образом, даже при отсутствии мер по гармонизации ЕС (вторичного законодательства ЕС), государства-члены обязаны разрешать обращение и размещение на своих рынках товаров, которые законно производятся и продаются в других государствах-членах. Важно отметить, что сфера применения статьи 34 ДФЕС ограничена решением Кека, в котором говорится, что некоторые соглашения о продаже выходят за рамки этой статьи при условии, что они не являются дискриминационными (т. на территории страны и аналогичным образом, де-юре и де-факто, влияют на маркетинг отечественной продукции и продукции из других государств-членов ЕС).

C. Исключения из запрета мер, имеющих эффект, эквивалентный эффекту количественных ограничений. Статья 36 ДФЕС позволяет государствам-членам вводить ограничения, эквивалентные количественным ограничениям, по неэкономическим причинам, таким как общественная мораль, политика или безопасность. Эти исключения должны толковаться узко и не могут привести к произвольной дискриминации или скрытым торговым барьерам между государствами-членами. Они должны непосредственно служить общественным интересам и быть соразмерными предполагаемому уровню защиты. Суд в деле Кассис де Дижон признал, что государства-члены могут освободить определенные национальные меры от торговых ограничений ЕС, если они соответствуют обязательным требованиям, таким как эффективный финансовый надзор, защита общественного здоровья, коммерческая справедливость и защита потребителей. Государства-члены обязаны информировать Комиссию об этих исключениях. Для надзора за такими мерами были установлены процедуры обмена информацией и система мониторинга, как указано в статьях 114 и 117 ДФЕС и Регламенте Совета (ЕС) № 2679/98). Эти процедуры были обновлены и формализованы в Регламенте (ЕС) 2019/515 о взаимном признании, который был принят в 2019 году и заменил предыдущий регламент.

D. Гармонизация национального законодательства. Принятие законов о гармонизации позволило устранить препятствия (например, сделав национальные положения неприменимыми) и установить общие правила, направленные на гарантию свободного обращения товаров и продуктов, а также уважения других информационных бюллетеней по европейскому законодательству. Союз – 2024 3 www.europarl.europa.eu/factsheets/en Цели Договора ЕС, такие как защита окружающей среды и потребителей или конкуренция. Процесс гармонизации в ЕС был упрощен путем принятия квалифицированного большинства при голосовании за директивы, относящиеся к единому рынку, как указано в статье 95 Договора о создании Европейского сообщества с поправками, внесенными Маастрихтским договором. Белая книга Комиссии 1985 года представила «новый подход», позволяющий избежать детальной гармонизации, с упором на взаимное признание национальных правил. Согласно этому подходу, подтвержденному резолюциями и решениями Совета, гармонизация ограничивается основными требованиями и происходит, когда национальные правила не эквивалентны и препятствуют торговле. Этот метод направлен на обеспечение свободного перемещения товаров путем технической гармонизации целых секторов и поддержания высокого уровня защиты общественных интересов, затрагивая такие области, как игрушки, строительные материалы, машины, газовое оборудование и телекоммуникационное оборудование.

E. Завершение внутреннего рынка Создание единого рынка потребовало устранения всех оставшихся препятствий на пути свободного движения товаров. В Белой книге Комиссии (1985 г.) изложены физические и технические препятствия, которые необходимо устранить, а также меры, которые Сообщество должно принять с этой целью. Большая часть этих мер уже принята. Однако единый рынок все еще требует существенных реформ, если он хочет ответить на вызовы технологического прогресса, и некоторые нетарифные барьеры все еще сохраняются.

РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА

Парламент активно выступает за завершение формирования внутреннего рынка, особенно подчеркивая «новый подход» к облегчению свободного перемещения товаров. Он сыграл значительную роль в формировании директив по гармонизации и активно участвовал в разработке новой законодательной базы, принятой в 2008 году. Приоритетами парламента было обеспечение того, чтобы все операторы рынка несли ответственность за соответствие и безопасность продукции, а также повышение видимости и понимания знака CE. среди потребителей. Он по-прежнему активно участвует в этих усилиях, работая над пакетом согласования, который включает девять директив, регулирующих различные продукты, такие как лифты, пиротехнические изделия и взрывчатые вещества. В своей резолюции от 8 марта 2011 года Парламент призвал к созданию единой системы надзора за рынком для всех продуктов, что привело к принятию в 2013 году «Пакета безопасности продукции и надзора за рынком». К апрелю 2019 года парламент принял Регламент (ЕС) 2019/1020 для усиления надзора за рынком и обеспечения соответствия продукции. В 2021 году Комиссия предложила новый регламент для дальнейшего обеспечения безопасности непродовольственных потребительских товаров. Обновленные правила безопасности продукции, направленные на обеспечение высоких стандартов безопасности для всей продукции, продаваемой в ЕС, как онлайн, так и офлайн, были официально одобрены Парламентом в марте 2023 года, что привело к публикации Общего регламента безопасности продукции 10 мая 2023 года. Стандартизация играет центральную роль в правильном функционировании внутреннего рынка. Гармонизированные стандарты ЕС помогают обеспечить свободное перемещение товаров на внутреннем рынке, позволяют предприятиям в ЕС стать более конкурентоспособными и защищают здоровье и безопасность потребителей и окружающей среды. Стремясь улучшить содержание реформы стандартизации, парламент принял резолюцию 21 октября 2010 года.

2 февраля 2022 года Комиссия представила стратегию стандартизации, направленную на создание устойчивого, зеленого и цифрового единого рынка, предложив внести изменения в Положение о стандартизации 2012 года. Впоследствии, 14 декабря 2022 года, был принят Регламент (ЕС) 2022/2480, обновивший правовую базу ЕС для установления стандартов. Впоследствии Комитет по внутреннему рынку и защите потребителей (IMCO) провел слушания 23 января 2023 года для обсуждения исторических и будущих направлений политики стандартизации при участии Комиссии и различных заинтересованных сторон. Опираясь на новую стратегию стандартизации, Комиссия 30 марта 2022 года опубликовала предложение по гармонизации маркетинга строительной продукции, в котором особое внимание уделялось стандартизации внутреннего «зеленого» рынка. Комитет IMCO вместе с Комитетом по окружающей среде, общественному здравоохранению и безопасности пищевых продуктов (ENVI) провел публичные слушания, а затем 23 мая 2023 года утвердил свой отчет о пересмотре Положения о строительной продукции, который включает около 300 поправок. В настоящее время постановление ожидает третий раунд межведомственных переговоров, которые состоятся 13 декабря 2023 года. Восьмой законодательный орган сосредоточил усилия на правилах установки канатных дорог, приборов, работающих на газообразном топливе, медицинских приборах и средствах индивидуальной защиты (СИЗ), а также на Постановлении eCall, касающемся требования типового одобрения для развертывания автомобильной системы eCall на базе службы экстренной помощи 112. В рамках пакета циркулярной экономики парламент принял закон о доступности продуктов удобрений с маркировкой CE на едином рынке (Регламент (ЕС) 2019/1009). По оценкам исследований 2019 года, выгоды, вытекающие из принципа свободного перемещения товаров и связанного с ним законодательства, составляют 386 миллиардов евро в год. Однако барьеры на пути реализации полной свободы перемещения товаров остаются. О существовании этих барьеров свидетельствует исследование, опубликованное в ноябре 2020 года, в котором были рассмотрены национальные правила, ограничивающие свободное перемещение товаров и услуг, а также право на создание предприятий на рынке ЕС. Один из выводов заключался в том, что, хотя единый рынок ЕС является крупнейшим и наиболее успешным примером экономической интеграции в мире, он еще не свободен от непропорциональных препятствий для свободного перемещения товаров. Во время пандемии COVID-19 в своей резолюции от 17 апреля 2020 года Парламент подчеркнул острую необходимость сохранения открытых внутренних границ ЕС для товаров, подчеркнув роль единого рынка в коллективном процветании ЕС и как ключевой ответ на кризис. В сообщении Комиссии от 15 мая 2020 года предлагалась скоординированная стратегия восстановления свободы передвижения и отмены внутреннего пограничного контроля. Этот совместный подход сыграл ключевую роль в разрешении перемещения товаров первой необходимости, включая медикаменты и оборудование, через территорию ЕС, что смягчило воздействие введенных государством пограничных ограничений.

Правовые аспекты свободного перемещения товаров внутри Европейского Союза
""